Автор: Виктор Бурделов
Теннис принято считать индивидуальным видом спорта, хотя это не совсем так — наряду с одиночными играми (singles) на тех же турнирах обычно проводятся парные (doubles), а иногда и смешанные парные (mixed doubles) матчи. В парных соревнованиях мужчины играют против мужчин, женщины против женщин, а в смешанных-мужчина и женщина играют против мужчины и женщины.
Парная игра-особый теннисный жанр, чем-то напоминающий остросюжетный детектив: ожесточенные баталии проходят с переменным успехом-»гейм в гейм»- и заранее не знаешь, как и когда наступит развязка. Стоит подающему раз-другой допустить осечку с лета или принимающему удачно отмахнуться от подачи соперника-и судьба сета практически предрешена, так как в паре почти неукоснительно соблюдается правило: кто подает-тот выигрывает! У игроков нет времени на раздумье и принятие взвешенных решений, напор соперников и скорость мяча загоняют их в жесткий цейтнот, иногда не оставляя даже мгновения, чтобы подставить ракетку для самозащиты.
Есть в парной игре и свои специфические особенности. Корт становится шире за счет добавления коридоров с обеих сторон по 1.37 м. Соответственно смещаются дальше в стороны сеточные столбы, сохраняя при этом ту же дистанцию от боковых линий — 0.91 м. Если же в одиночной игре роль столбов выполняют специальные подпорки, то в парной игре они убираются.
В начале каждого сета игроки определяют порядок подач, а также расстановку ( кому в каком квадрате принимать подачу ), которые сохраняются до конца сета.
Очередность подач после каждого гейма переходит от одной пары к другой, а внутри пары-от партнера к партнеру.
Тактика парной игры диктуется, с одной стороны, более ограниченным пространством для каждого участника, а с другой — техническими и физическими возможностями. В самом деле, «створ» условных «вратарских ворот», которые приходится защищать парному игроку, не более 5.5 м, тогда как в одиночке он превышает 8 м. Представьте на мгновение, что все 4 игрока вдруг окопались на задней линии — стали вести оттуда перекрестный огонь. Едва ли такая дуэль могла бы вообще когда-нибудь закончится из-за малого угла обстрела позиций соперников и отсутствия эффективных наступательных средств. Другими словами, игра издалека однообразна и бесперспективна, и ни одна пара, в принципе, не в состоянии взломать оборону соперников.
Другое дело-позиция у сетки: перед игроком раскрывается широкий веер направлений ( угол атаки — до 180% градусов ), что делает его удары с лета неотразимыми. Если же на передовую выходит еще и партнер, соперникам вовсе приходится туго — здесь не очень-то обведешь, как это случается в одиночке. Вот почему в парной игре идет постоянное соперничество за господствующую позицию у сетки.
Схема действий участников довольно проста: одна сторона сразу после подач рвется к сетке, стремясь с лета убить любой мяч, а другая в ответ обрушивает шквал яростных ударов в надежде “проколотить» соперников. Перебежки, перехваты, перестрелки и финты делают игру динамичной, непредсказуемой, зрелищной.
Однако к такой игре приходят не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Мы также попробуем с вами пойти по этому пути, предварительно освоив необходимый технический арсенал.
Джентльменский набор для дуэта
В парной игре встречаются все технические приемы, что и в одиночной игре, но со своими акцентами. Если солисты теннисной ракетки выступают на одиночном корте в широком диапазоне, выбирая подходящий стиль игры — от откровенно защитного до ярко наступательного, то у дуэтов набор средств в определенной степени регламентирован. Среди известных приемов есть более популярные, нагрузка на которые многократно возрастает. Вот на них-то мы и остановим внимание.
Игра с лета
Начните с самых простых ударов с лета у сетки ( на расстоянии 1.5-2 м ) с тем, чтобы уверенно распоряжаться мячами, летящими прямо на вас-это самая благоприятная ситуация для выигрыша очка. Четко и твердо подставьте ракетку, ориентируя струнную поверхность в нужном направлении и помня, что «угол падения равен углу отражения». Избегайте размашистых ударов с лета, если не хотите, чтобы в самый неподходящий момент мяч вонзился в сетку перед вами или оградительную-у соперника за спиной.
Затем осмотритесь вокруг: некоторые мячи проплывают неподалеку от вас-почему бы вам не прервать их безмятежный полет? Научитесь срываться с места и достойно встречать их на своей территории.
На следующем этапе нужно научиться выходить вперед с задней линии после хорошей подачи или атакующего удара. Вы обнаружите, что не так-то просто общаться с мячом на полпути к сетке: во-первых, ваше стремительное продвижение сбивает ракетку с прицела; во-вторых, значительно увеличивается расстояние, преодолеваемое мячом до адресата, и, наконец, многие удары приходится выполнять в условиях полного дискомфорта: в выпадах, бросках, наклонах и т. д.
Отработка ударов с лета и полулета с халф-корта необходимое условие для активной игры в паре. Здесь недостаточно только подставить ракетку: лениво переваливающийся на сторону соперников мяч будет перехвачен сеточником с лета или станет легкой добычей его набегающего партнера. Поэтому нужно научиться разгонять ракетку коротким проталкивающим движением вперед, сквозь мяч, сообщая последнему нужное направление и значительную скорость.
Естественно, для этого необходимы готовность и удобная точка удара, что во многом достигается правильной работой ног, своевременным и точным подходом к мячу.
Как правило, сразу после подачи или атакующего удара теннисист ускоренно мчится к сетке. Перед ударом соперника он притормаживает, сбрасывая лишнюю скорость, выполняет разножку, а затем шаг-прыжок разноименной ногой ( при ударе справа-левой, при ударе слева-правой) к мячу вместе с выносом ракетки. Стоит игроку, сэкономив время на разножке, продолжить стремительный бег вперед-и он окажется бессильным изменить курс. Сила инерции движения, возрастающая вместе со скоростью, неумолимо погонит его дальше по прямой, и любой мяч, пролетающий в стороне-справа или слева, благополучно минует игрока.
Из многих полезных и эффективных упражнений для совершенствования игры с лета можно привести одно широко распространенное, ставшее классическим. Назовем его условно: диагональная атака.
Игровые зоны двух игроков-продольные половины парного корта, расположенные по диагонали. Подающий должен выходить к сетке сразу после подачи, направляемой поочередно в правый и левый квадраты, и отражать мячи с лета и полулета, защищая свою территорию. При необходимости он выполняет удар над головой-смэш.
Принимающий пытается обвести соперника низом и свечой или вынудить его совершить ошибку с помощью мощных, пробойных ударов по отскочившему мячу. По ситуации он может контратаковать и, в свою очередь, выйти к сетке, например, после удачной свечи.
Подача переходит от одного теннисиста к другому через каждые два очка-по правилам тай-брейка или по геймам- по предварительной договоренности. Так же, заранее, оговаривается и порядок ведения счета: по геймам или до 11, 15, 21 …
На первых порах для облегчения условий игровых действий можно использовать продольные половины одиночного корта, а не парного.
Рассмотренные выше варианты отражения мяча характерны как для парной игры, так и для одиночной – хотя и в меньшей степени. В них удары с лета одного теннисиста связаны с ударами по отскочившему мячу другого.
Однако в состязании пар встречаются и свои, только им присущие ситуации, где удары с лета представлены в чистом виде, например, игра у сетки вчетвером. Отчаянно отбиваясь от мяча, каждая пара стремится перехватить инициативу в розыгрыше очка и нанести неотразимый удар. Маленькое расстояние между исходными позициями сторон (6-8м), высокий темп, удары в упор-все это требует от участников блестящей реакции, быстрых точных движений и, конечно, бесстрашия.
Специфическая особенность условной перестрелки-неопределенность момента вступления в игру действующих лиц. Здесь нет заранее заготовленного сценария – приходится ориентироваться по ходу развития сюжета. Одно дело – вести сольную партию на одном дыхании и совсем другое – играть эпизодические роли, которые вам внезапно предлагают соперники. Можно нетерпеливо с трепетом ждать своего часа и не дождаться в отдельно взятом розыгрыше очка: все мячи выпадут на долю партнера. Можно быть всегда наготове и все же смазать появившийся, наконец, перед вами мяч. Очень непросто уверенно сыграть с листа, когда вдруг представляется такая возможность. Следовательно, нужно учиться не вообще играть с лета, а играть конкретно – вчетвером.
Другая особенность игры – острый дефицит времени на подготовку. Иной раз не то что замахнуться – ракетку подставить не успеешь: дерзкий мяч, вылетая за пределы человеческой реакции, так и норовит поближе познакомиться с вами. Игрокам тем не менее приходится отбиваться по 3-4 раза подряд – только успевай поворачиваться! В их сознании пульсирует лишь одна мысль: быстрее, еще быстрее!
Эти особенности сказываются на ударах с лета, делая их компактными и менее классическими. Быстрый и отрывистый толчок ракетки позволяет придать мячу приличную скорость и обеспечить мгновенную готовность к следующему удару. При урезанном замахе и предельно коротком сопровождении мяча основная ( рабочая ) часть целостного движения остается без изменений: точка удара – впереди туловища, плоскость ракетки ориентирована по направлению и стабильна до и после контакта с мячом, вынос приподнятой головки осуществляется на коротком отрезке – 40-60 см.
Естественно, следует отрабатывать до автоматизма классическую технику ударов с лета сначала простых, а затем в усложненных условиях. Пусть ноги своевременно выталкивают вас в мяч, пусть плечи четко поворачиваются по часовой стрелке и против, пусть поднятая головка прижимает и продавливает мяч, контролируя его полет, пусть ваш отлаженный механизм четко посылает его в цель.
И даже при всем этом вы никогда не избавитесь от сверхбыстрых и неудобных мячей со стороны соперника, а стало быть, и от собственных нестандартных ударов. Время, а вернее — его отсутствие, не дает вам такой роскоши – полностью прокрутить отлаженный механизм. Но выбирать не приходится – мяч должен быть отбит любой ценой и как угодно.
На помощь приходят упрощенные и сокращенные удары жесткой кистью и предплечьем, при которых ракетка быстро проталкивается в мяч или, в крайнем случае, твердо подставляется.
Решив овладеть темповой игрой с лета, начните с безобидной перекидке мяча через сетку с партнером. Попробуйте держать мяч в игре, формируя и отлаживая многозвенную систему движений: ноги – плечи – рука – ракетка. До поры до времени не наносите резких ударов, разрушающих игру – гораздо полезнее ее созидать. Лишь с обретением уверенности и чувства мяча постепенно увеличивайте темп перекидки и расстояние между вами с 4-5 м до 7-8 м.
Логическим продолжением познавания игры с лета является упражнение под условным названием «перестрелка», также ставшее классическим. В нем участвуют два игрока, но могут и три-четыре.
Игра проводится в пределах продольной половины одиночного корта, ограниченной спереди дополнительной ( обозначенной ) линией.
Мяч вводится в игру поочередно, например, по правилам тай-брейка, обычным ударом с руки на уровне пояса и ниже. Игроки должны отражать мяч в пределы игровой половины соперника только с лета, не зашагивая за дополнительную линию. Свеча считается нонсенсом, и при попадании в игровую половину очко переигрывается. Для выигрыша игроку достаточно набрать 11, 15 или 21 очко – по предварительной договоренности.
Ясно видно, что условия перекидки мяча с лета оставляют немного шансов для обводки соперника – «створ» условных «ворот» едва превышает 4 м. Гораздо эффективнее силовые удары, вынуждающие его ошибаться.
Используйте перестрелку на тренировках, и вы обретете уверенность в парной игре. Тех кто избегает обострений в процессе теннисной подготовки, неизбежно настигнут скоростные мячи соперника на поле боя в настоящих соревнованиях. Но тогда уже будет поздно и обидно за пропущенные мячи и возможные раны.
Учитесь играть с ходу, в движении, направлять мячи по месту, держать яростные удары соперника, перехватывать инициативу, сохранять разум и хладнокровие – и вы достойно впишитесь в любой квартет.
Прием подачи
Возрастает значимость в парной игре и традиционно актуального технического приема – приема подачи. В отличие от одиночной игры, где можно практически безнаказанно вернуть мяч сопернику в пределы корта – лишь бы не коротко, в парной игре к приему предьявляются довольно жесткие требования. Не зря партнер подающего нависает коршуном над сеткой, перекрывая большую половину корта и поджидая неточный ответ. Вам нужно направить мяч острым кроссом на дальнего игрока ( подающего), чтобы избежать неприятностей.
Выполнение прицельного удара осложняется тем, что соперник напротив вас то и дело курсирует вдоль сетки, вне всякого расписания, с целью, с целью перехватить посланный вами мяч. Иногда он нарочитым выпадом демонстрирует свои агрессивные намерения и … остается на месте. Его повышенная активность и отвлекающие маневры невольно путают вам карты, заставляя спешить, суетиться, рисковать и, как следствие, — ошибаться.
Между тем, у вас есть возможность эффективно действовать в непростых условиях. Попробуйте отражать мяч не только точнее, но и раньше, для чего смело шагните вперед внутрь корта. Если вы имеете дело со второй подачей, отмерьте целых два шага.
Вы сразу почувствуете разницу. Во-первых, мячи непривычно быстро будут появляться перед вами, и, чтобы они не проскользнул мимо вас, попытайтесь одновременно ускорить и укоротить замах. Не разгибайте руку в локте и не уводите ее назад – достаточно повернуть плечи и выполнить удар с полузамаха. Во – вторых, мячи станут прыгать выше – где-то на уровне груди, плеч и даже головы. Хотите – не хотите, а без ударов в высокой точке вам не обойтись.
Несмотря на определенные неудобства – по сравнению с привычными условиями, удары по высокому мячу имеют стратегическое значение, так как позволяют обстреливать территорию соперника сверху – вниз и изо всех сил. Правда, с последним порывом чувств следует быть поаккуратнее – иначе мяч может запросто впечататься в задний фон соперника. А чтобы он послушно устремлсялся в цель, вам следует освоить технику выполнения этого приема.
Главная особенность удара заключается в траектории движения головки ракетки. Она совершает путь от начала выноса до окончания удара на одной и той же высоте в горизонтальной плоскости, ракетка словно смахивает крошки с воображаемого высокого стола. А теперь предтавьте, что на месте крошек оказался мяч. Ему остается только последовать в заданном направлении.
Другим непеменным условием является строго определенная ориентация струнной поверхности: она перпендикулярна или слегка прикрыта – в зависимости от вашей позиции на корте. Причем нужная ориентация обеспечивается еще в замахе и сохраняется после того, как мяч улетит восвояси. Это простое и понятное требование на деле оказывается весьма деликатным и трудновыполнимым: малейшее изменение угла наклона ракетки приводит к большому разбросу мяча по вертикали и ошибкам. Стабилизация струнной поверхности во многом определяется современным замахом и плотной, жесткой хватки ракетки, которые устраняют излишнюю болтанку головки ракетки и способствуют хорошему контролю за ее выносом.
Освоение описанного удара на практике лучше начинать недалеко от сетки, в районе хафкорта. Примите исходное положение. Убедившись в правильности замаха, попросите партнера по другую сторону сетки удобно подбросить вам мяч так, чтобы тот отскочил примерно на высоту вашей головы или плеч. Свободно, но не спеша, выносите руку с ракеткой в мяч, проявляя особую заботу о головке ракетки. Поступитесь силой удара и скоростью мяча в пользу контроля за направлением его полета. Проделывайте ту же процедуру многократно, скачала с одного места, а затем постепенно расширяя радиус передвижений.
Тщательно отработайте раздельно каждый удар, получая мяч от партнера лишь в награду за выполнение правильного замаха. Когда вы сможете четко ориентировать ракетку вслепую – только за счет мышечных ощущений, переходите к серийным ударам в игровой обстановке.
Обретя уверенность в контроле над мячом в ударном движении на малых скоростях, вы можете прибавлять в силе удара. В дальнейшем две составляющие – скорость и контроль – так и должны идти в одной связке, далеко не отрываясь друг от друга.
Свечи всякие нужны
Вы уже умеете посылать мяч вверх и иногда делаете это в одиночной игре, внося разнообразие в приземленный обмен ударами. В паре без свечи просто не обойтись: эти двое, что напротив, часто стоят у сетки живой стеной, не пропуская низом ни один ваш мяч. Нужна свеча, да не простая – неубиенная!
К таким относятся прежде всего вертикальная сверхвысокая свеча, отгоняющая соперников к задней линии и сохраняющая хорошие шансы на дальнейший розыгрыш. Представьте: мяч поднялся вверх на 20-25 м и камнем падает вниз, ускоряясь по мере приближения к людям. Крутая, отвесная траектория его падения и пугающая скорость создают немалую трудность для смэша с лета. Едва ли найдутся смельчаки, которые решатся на явно рискованный шаг. Обычно мячу дают отскочить от поверхности корта и затем бьют смэш в упрощенных условиях. В любом случае удары над головой с задней линии не столь эффективны, как с хафкорта и, тем более, у сетки. Им можно и нужно противостоять.
Как же отправить мяч в поднебесье? В принципе просто. Сложнее опустить его в пределах корта. Решаем задачу поэтапно.
Возьмите корзину мячей и расположитесь за задней линией. Подбросьте мяч вверх рядом с собой так, чтобы он отскочил на уровне головы или груди. Пока он совершает неспешный полет, сделайте замах и плавно опустите головку ракетки вниз, постепенно ускоряя движение и направляя траекторию вверх навстречу снижающемуся мячу. Энергично разгоняйте ракетку по мере приближения к точке удара — на уровне пояса. Смело открывайте плоскоть ракетки в начале подьема так, чтобы к моменту встречи с мячом она откровенно смотрела в небо.
Когда вы научитесь посылать мячи круто вверх со своего подброса, попросите партнера подключиться к тренировочному процессу с другой стороны сетки. Пусть он сначала направляет вам мячи с корзины поштучно, один за другим, а затем завяжет с вами перекидку, в которой вы найдете подходящие моменты для применения свечи.
Пожалуй, самой эффективной является крученая свеча – активное нападающее оружие, впервые удивившее теннисный мир во второй половине 60-х годов. Как правило, она сваливается на соперника как снег на голову. Эффект внезапности достигается ее прекрасной маскировкой под стандартный крученый удар: замах и начало выноса ракетки в мяч похожи как братья-близнецы. В итоге соперник, подавшийся вперед для перехвата обводящего удара, с запозданием обнаруживает подвох и только потухшим взглядом провожает уходящий за голову мяч.
Другое ценное свойство крученой свечи – быстрота перемещения мяча в пространстве. Если она достаточно высокая, соперник не успевает отступить назад и хоть как-то отразить мяч. Но даже низкая свеча – далеко не подарок для соперника, так как нередко застигает его врасплох – подлетает раньше, чем тот замахнется, и вынуждает ошибаться.
На практике крученую свечу отражают либо с лета, либо ни как. Бесполезно догонять мяч после отскока: верхнее вращение ( подкрутка ) увеличивает его и без того высокую скорость и делает погоню безперспективной. Хорошо разбежавшись, вы рискуете встретиться с ограждением корта раньше, чем с мячом.
Техника выполнения крученой свечи отличается от классического крученого удара лишь в заключительной фазе – при выносе ракетки в мяч. Головка опущена еще больше, образуя значительный перепад высот между ее центром и подлетающим мячом ( примерно 50-60 см ). Этому перепаду способсвтует и наиболее комфортная точка удара по высоте — на уровне пояса. Согнутая в локте рука приостанавливает свой стремительный разбег вперед, переводя ускоренное движение ракетки в вертикальную плоскость за счет активизации преплечья и кисти. Представьте, что перед вами в 50-60 см вдруг вырастает стена и мяч оказывается по вашу сторону. Вам нужно так послать ракетку в мяч, чтобы она не столкнулась с воображаемой стеной. При энергичном движении головка ракетки пройдет не только снизу вдоль стены, но и по дуге справа – налево, как стеклоочиститель автомобиля.
Есть в арсенале парных игроков еще одна свеча, почти не применяемая в поединках – свеча с лета. Периодически в атакующем порыве все четверо оказываются у сетки лицом к лицу, продолжая выяснять отношения ударами с лета. В какой-то момент один из игроков, не имея возможности для активного удара, неожиданно-негаданно через верх забрасывает мяч за голову соперников. Следует запоздалый рывок к мячу. Возможно, соперник, изловчившись, сумеет вернуть мяч издалека после отскока. Но развязка очевидна: инициатива полностью на стороне игроков у сетки.
Несомненные достоинства этого приема – хорошая маскировка и сравнительно короткая траектория полета мяча. В процессе обоюдоострого обмена ударами со стороны невозможно уловить подготовку к свече – ее попросту нет. В заключительной фазе выноса ракетки струнная поверхность открывается и рука уходит с прямолинейного пути немного вверх. Вам нужно перекинуть мяч через соперников и попасть в пределы корта. Причем каждый раз приходится учитывать встречную скорость мяча и дальность цели. Именно разгон вашей ракетки, мера жескости хватки и угол наклона струнной поверхности призваны найти оптимальное решение непростой задачи.
В принципе, чем стремительнее и ближе к сетке подбегает игрок, тем легче обвести его свечой. Соперники не успевают вовремя среагировать на высокий мяч, который в считанные мгновения преодолевает какие-то 6-8 м, разделяющие «дерущихся». В одиночной игре нападающему на осмысление ситуации отводится гораздо больше времени, так как мяч пролетает 12-15 м после удара с задней линии.
К уязвимым местам свечи с лета следует отнести сравнительно невысокую скорость полета: мяч, посланный без вращения или с незначительной подрезкой, оставляет шансы соперникам на его отыгрыш после отскока. Если же мяч запускается на нерасчетную траекторию, то он либо покидает пределы корта (« аут «), либо молниеносно возвращается к вам после разводящего смэша соперников – только уворачивайся! Так что не злопупотребяйте этим эффективным и деликатным приемом. Настойчиво отрабатывайте его в разных игровых условиях, и вам воздастся сторицей.
Один мяч на четверых
Итак , вы уже владеете полным набором основных технических приемов для парной игры. Самое время познакомиться с ее содержанием и логикой. Среди разнообразных ходов можно выделить наиболее характерные, которые совершают теннисисты в стандартных игровых ситуациях. О ни-то и пойдет здесь речь.
Начальная расстановка
Как известно, большая часть очков в парной игре определяется ударами с лета. Поэтому уже перед подачей свободные теннисисты обычно занимают теплые места у сетки, в то время как их партнеры вовсю готовятся на дальних подступах: один — к подаче, другой – к ее приему.
Партнер подающего ( А ) находится в 1.5 – 2.0 м от сетки, а партнер принимающего ( В ) – у линии подачи. Некоторая удаленность последнего обьясняется тем, что при неточном приеме у него остаются шансы отразить возможный удар сеточника, направленный в его игровую зону. Располагаясь же у самой сетки, он практически выключается из игры, так как не в состоянии парировать ни удар вразрез ( между игроками ), ни тем более удар в него в упор.
При уверенном и точном приеме партнер принимающего устремляется к сетке и уравнивается в правах с партнером подающего ( А ). Теперь он угрожает подающему ( S ) перехватом следующего за подачей удара.
Кстати, привычные для одиночной игры исходные позиции подающего ( S ) и принимающего ( R ) в паре уходят немного вправо. Это и я понятно: подающему нужно теперь закрывать не весь корт, а только правую половину с примкнувшим к ней коридором.
Соответственно смещается в сторону своего коридора ( по диагонали ) и принимающий игрок, нейтрализуя таким образом мячи, направляемые острым кроссом.
Описанная начальная расстановка игроков – самая распространенная, но не единственная. Представьте, что ваш партнер на приеме не справляется с подачей соперника и ответный мяч постоянно перехватывает сеточник. Находясь в 6-7 м от сетки, вы не в состоянии помешать сопернику расправляться с мячом и вынуждены довольствоваться ролью статиста.
Однако ситуация может оказаться не столь уж безнадежной, если вы тоже с самого начала расположитесь на задней линии на «одной параллели» с партнером. Естественно, сеточник сохранит преимущество при перехвате мяча: острые кроссы, направленные вдоль сетки, или умирающие укороченные удары с лета доставят вам немало хлопот. Правда, для этого требуется незаурядное мастерство, не всегда проявляющееся у соперников. Зато многие жесткие и прежде неотразимые удары при данной расстановке могут быть нейтрализованы слаженной защитой и контратакующими ударами с задней линии. Поэтому, принимая подачу, придерживайтесь исходной расстановки с учетом особенностей игровой ситуации и ваших возможностей. Расположение игроков подающей пары, приведенное ранее, также может отличаться от традиционного. И дело здесь не в разнообразии или прихоти: принимающий зачастую точно и уверенно отвечает кроссом, благополучно избегая перехвата мяча, но испытывает затруднения с ударами по линии.
Именно эту неуверенность в приеме подачи и пытаются использовать соперники, располагаясь перед вводом мяча в игру в одной половине корта ( правой или левой ). Принимающему предоставляется свободный коридор, куда он по идее и должен послать мяч. Естественно, подающий устремляется в эту же зону, отражая при необходимости мяч с лета или после отскока.
Одновременно повышаются и шансы на перехват у сеточника.
Такое построение подающей пары принято называть автралийским – по месту первого его применения на практике.
Так или иначе, игроки на корте заняли свои места – пора вводить мяч в игру.
Первый ход
Подающий в меру сил и возможностей стремится использовать преимущество первого хода и затруднить отражение мяча принимающим. Лучше всего подать сопернику навылет ( в международном лексиконе эйс – ace )или так, чтобы его ракетка отскочила от мяча. Но, увы, это по силам лишь большим мастерам.
Готовясь к роли подающего, сначала научитесь уверенно посылать мяч в заданном напрвлении, вместо того, чтобы гоняться за призрачными эйсами. Иначе вы затратите уйму сил с сомнительным эффектом: попадание в квадрат с первой попытки едва ли превысит 10-15%. Так что реально вашей постоянной спутницей будет вторая подача, зачастую не доставляющая сопернику никаких хлопот.
Разумный компромисс силы и надежности позволит вам чаще подавать с первого мяча и иметь заметное преимущество, тем более ощутимое, чем точнее мяч полетит в цель. Принципиально подающий может вынудить принимающего отражать мяч далеко в стороне, в броске, уменьшая, таким образом, шансы на точный прием.
Другим распространенным вариантом подачи является направление мяча под слабую руку, которой в 84.7% оказывает левая сторона соперника. В начале спортивного пути именно удары слева выглядят несколько робкими и беспомощными.
Настоящие мастера ракетки неизменно устремляются вслед за подачей к сетке, нимал не смущаясь отдельных прошивающих ударов соперника на приеме подачи. По большому счету плюсы от игры с лета явно превышают неизбежные минусы.
Однако, если вы далеко не мастер, оставайтесь на задней линии и ведите с принимающим обмен увесистыми ударами по отскочившему мячу по диагонали. При одинаковом уровне подготовки перекидка мяча с задней линии может продолжаться довольно долго – пока один из игроков не ошибется или в игру не вступит партнер у сетки – сеточник.
Здесь-то мы и подошли к тактическому приему, являющемуся в парной игре ключевым и наиболее эффективным – перехвату мяча у сетки.
Перехват мяча ( poaching )
Мы уже говорили о стратегически выгодной позиции игрока у сетки. Именно поэтому соперники направляют мячи на дальнего партнера, как бы выключая сеточника из игры. Но не тут-то было – хороший парный игрок всегда выберет подходящий момент, чтобы спутать карты сопернику и убить предназначенный для партнера мяч. Для этого он быстро и неожиданно для соперника срывается с места, перебегает на сторону партнера и перехватывает мяч с лета.
Внешне простой и эффективный прием требует высокого исполнительского мастерства. Стоит чуть раньше покинуть исходную позицию, и соперник, заметив ваше движение, направит мяч в оставленную вами половину. А слегка промедлив, вы уже не успеете к быстрому мячу, точно посланному на партнера.
Поэтому первым обязательным условием успешного перехвата мяча является точный момент стремительного старта. Решившись на перехват – стартуйте! Уловите заключительную фазу замаха соперника и срывайтесь с места. Никакого промедления – только вперед! Вы должны перекрыть зону вашего партнера, преградив путь мячу.
Характерный недостаток начинающих игроков проявляется в их нерешительном смещении в сторону летящего мяча и последующем возврате в исходную позицию. Боязнь освтавить насиженную позицию и быть обведенным позволяет им только покачиваться к мячу или беспомощно протягивать к нему ракетку. Перехват не терпит половинчатости, награждая за смелость и быстроту.
Другое нерпеменное условие перехвата – адресный посыл мяча. Мало перехватить мяч – им еще нужно умело распорядиться. Вы, наверное, не раз и не два наблюдали, как мяч, посланный сеточником с близкого расстояние в соперника, упрямо возвращался отправителю. И всего лишь потому, что направлялся прямо в подставленную на уровне пояса ракетку. Как раз в таких случаях можно и нужно бить соперника ниже пояса – в ноги или направлять мяч в незащищенные зоны на корте. Например, вразрез между игроками, кроссом и обратным кроссом — в зависимости от их расположения и ваших технических возможностей.
В принципе попытаться перехватить мяч можно всегда, но лучше это делать, когда соперник находится в не очень комфортных условиях. Так, принимая быструю выбивающую подачу, он едва ли сумеет точно и уверенно послать мяч на дальнего игрока. Тот же эффект мы наблюдаем и в обычной перекидке мяча при жестком ударе, направленном глубоко под слабую руку соперника.
Вообще использование относительно слабых сторон значительно увеличивает возможность перехвата. Этими сторонами могут оказаться: резаный удар слева, удары в низкой точке или с полулета и другие.
Благоприятным условием для перехвата мяча является и предсказуемость действий соперника. Порою игроки старательно и методично используют один и тот же прием, например, удар по диагонали – с ударом по линии они явно не в ладах. Используйте эту особенность и заберите ценное очко в нужный момент.
Рокировка
Этот чисто шахматный термин как нельзя лучше раскрывает суть распространенного в парной игре тактического приема, когда игроки взаимно меняются позициями. Один с правой половины корта перемещается на левую, а другой с левой – на правую.
Инициатором рокировки выступает игрок, устремляющийся на перехват мяча с лета или к короткому мячу на половине своего партнера – иногда так гораздо проще отразить мяч, чем бежать к нему издалека. В некоторых случаях к смене позиций вынуждает свеча, удачно заброшенная за голову игрока, отразить ее может только находящийся немного сзади партнер.
При рокировке, как правило, игроки находятся на разном удалении от сетки: один – ближе, другой – дальше, и передвигаются синхронно. Чем быстрее и согласованнее их передвижения, тем надежнее они закрывают свою игровую площадку, сохраняя максимальную готовность к дальнейшей борьбе.
Малейшее промедление или, что еще хуже, совместная дружная погоня игроков за одним мячом не оставляют им ни каких шансов на успех – следующий мяч оттуда неминуемо проследует в открытую часть корта.
Как и другие приемы, перехват и рокировка отрабатываются на тренировках с помощью различных упражнениях. Здесь я приведу лишь одно ( авторское ) – под названием «двойной челнок», которое можно отнести в разряд классических, так как эффективно совершенствует одновременно и то, и другое.
Два игрока располагаются в пределах хафкорта на разном удалении от сетки. Соперник ( или соперники ) занимают позицию у задней линии напротив. Задача игроков у сетки – возвращать все мячи, летящие на них, на другую сторону, не убивая, а задача игрока у задней линии – пробить оборону соперников, направляя мяч произвольно в пределы одиночного корта. Суть упражнения заключается в одном обязательном условии для игроков у сетки: они должны меняться своими сторонами – правой и левой половинами корта после каждого удара с лета, независимо от того, кто его выполнил. Ошибкой игрока с лета считается как неудачный удар в сетку или «аут», так и пропуск мяча в свою игровую зону – продольную половину корта.
После каждой такой ошибки игроки у сетки меняются местами: ближний отступает назад, а дальний занимает его место. Дело в том, что дальнему игроку приходится больше метаться из стороны в сторону, чем ближнему.
При допуске установленного числа ошибок ( например 3,5, 7 – по предварительной договоренности ) одним из игроков теннисисты меняются исходными позициями и сторонами: условно проигравший уходит на заднюю линию по другую сторону сетки, а тот, в свою очередь, занимает его место у сетки.
Слово за принимающим
Итак, поданный соперником мяч приземляется в поле подачи. Куда его направлять?
Как мы уже говорили, лучше всего – уверенно кроссом. Если вам удастся хороший удар, то мяч может запросто пройти навылет, подающий его даже не коснется. Но вероятнее всего, набегающий на сетку после подачи игрок отразит мяч с лета или полулета.
Если вам довелось играть сзади, то вкладывайтесь в каждый удар и по возможности взвинчивайте темп – шквальная мощная наступательная игра в состоянии повергнуть соперников в смятение и вынудить к ошибкам. Силовой фактор в противостоянии сеточникам становится явно решающим: в жестком цейтноте они ошибаются или сгоряча отражают мячи, уходящие в «аут». Ваши шансы еще более возрастают, когда удары напрвляются в середину между игроками – пока они разберутся, кому играть, мяч проскользнет мимо. Впрочем, случаются и курьезы, когда оба игрока у сетки самоотверженно бросаются на мяч, скрещивая ракетки, словно шпаги. Для полноты впечатлений разве что искр не хватает.
Другой вариант приема – по линии. Удар должен быть быстрым и внезапным для сеточника. Если он успеет убежать на перехват мяча, предполагая удар по диагонали, вы покончите с розыгрышем очка одним вхмахом ракетки. Если же нет – вы имеете неплохие шансы вступить в очередную перестрелку с задней линии. Вероятность мгновенного выигрыша соперником мяча с лета при вашей внезапной атаке не слишком велика.
Удары по линии не должны быть слишком частыми, иначе соперник окажется готовым к их отражению и повысит эффективность действий. Вместе с тем, их следует применять периодически, чтобы остудить пыл сеточника к диагональным перехватам и держать его на привязи в положенном месте.
Другими словами, удары по линии являются действенным средством против любителей перехвата ваших мячей у сетки. Так, что бейте по линии от всей души! Особенно хороши такие удары на приеме невыразительной второй подачи и с более близкого расстояния — пусть трепещет и отступает соперник!
Есть еще один вариант приема, который иногда приходится очень кстати. Ваш соперник неприятно подает? А его партнер проносится вихрем и добивает не очень точный ваш мяч? Вы никак не можете достойно принять подачу? — Бросьте свечу через сеточника. Пусть мяч отправится вверх и опустится в 1-2 м от задней линии. Пока он находится в полете, выходите вместе с партнером к сетке, на огневые рубежи.
В одних случаях резво разогнавшийся после подачи соперник не сумеет вовремя затормозить и бросится к мячу с явным запозданием. Ему просто повезет, если он сумеет догнать мяч и выбросить ответную свечу. Как правило, судьба очка находится в ваших руках – вам нужно только четко распорядиться мячом.
В других случаях подающий успевает изловчиться и в трудном броске отыграть далекий мяч в верхней точке с лета. Этот ответ выполненный в безусловно сложных условиях, едва ли можно назвать сильным или эффективным. У вас также появляется шанс. Если вы готовы немедленно развить полученное позиционное преимущество – очко ваше, если же промедлите – игра продложится по непредсказуемому сценарию с примерно равными шансами.
Частота применения свечи зависит как от вашего умения стабильно и точно выполнять этот деликатный прием, так и от умения соперников отражать высокие мячи. Если соперники беззубо отыгрывают высокий мяч или дружно ретируются к задней линии – чаще запускайте ее вверх и, не медля, наступайте.
И наоборот, — остерегайтесь бросать некотролируемые свечи, если на той стороне хорошо налажен смэш. Малейшая неточность или предсказуемость в выполнении свечи – и вы увидите только тень от мяча на вашей стороне. Вот почему свечу лушче применять на приеме не столь скоростной второй подачи соперника: можно быстро и точно направить мяч с более низкого расстояния.
На острие атаки
Коль скоро вы оказались у сетки в роли партнера подающего, действуйте! Держать свою игровую зону в паре – лишь полдела. Другая половина – перехватывать мячи, посылаемые соперниками на вашего партнера. Больше и смелее двигайтесь на корте! Пусть вашим девизом станут слова известной арии: «Фигаро здесь, Фигаро там!», а у соперников от вас зарябит в глазах. Не так уж трудно принимать подачу, когда знаешь, что сеточник так и застыл в углу в позе ожидания, словно статуя.
Выбирайте подходящий момент и бегите на перехват. Делайте это на приеме подачи соперником, практикуйте это в игре! Научитесь перехватывать мячи, рискуйте!
Наверняка вас будут и обводить, и обманывать. Но со временем вы научитесь правильно ориентироваться и обьективно взвешивать шансы. Тогда и соперник на приеме будет ошибаться гораздо чаще, пытаясь угадать ваше следующее действие. А вы должны ему все время путать карты: то бежать, то не бежать …
Более того, вам нужно научиться провоцировать его на желательные для вас действия с помощью финтов. Здесь также важно чувство ритма и меры. Сделайте начальное движение в сторону возможного перехвата чуть раньше обычного, чтобы соперник успел до выноса ракетки это уловить. Он скорректирует удар и направит мяч в другую сторону – туда, где вы уже будете его поджидать, внезапно изменив направление своего движения на противоположное. Дальнейшее – дело техники.
Ну а если свече суждено оказаться у вас за спиной, перебегайте на соседнюю половину, освобождая поле деятельности вашему партнеру и варавнивая линию обороны.
Право четвертого удара
У партнера игрока, принимающего подачу, очень непростая задача: определить развитие игровой ситуации и среагировать соответственно. Теоретически он может вступить в игру лишь с четвертого удара в розыгрыше очка, а практически очередь до него может просто и не дойти: мяч раньше выйдет из игры.
Так или иначе, при удачном приеме подачи партнером вам следует быстро выдвинуться вперед на исходную позицию для последующего перехвата мяча. Впрочем, вы можете пойти на перехват уже с самого начала – в зависимости от качества приема подачи и возможностей соперника.
Иное дело – неудачный прием, когда инициативой завладел соперник. Их приближенная к сетке позиция вынуждает вас отступить, «сохраняя достоинство», и отчаянно искать возможности для контратаки. Такая возможность может представиться, например, после удачно выполненной свечи или неудачного удара соперника с лета.
В общем, в какой бы роли вы ни оказались, играйте в паре напористо и агрессивно. Здесь нельзя добросовестно отстоять на своей половине, нужно рваться вперед, перебегать, перехватывать, брать на себя инициативу и рисковать. Пара – это не сумма двух игроков, а одна команда, к которой полностью применим девиз: один за всех и все за одного! И не важно, что всех-то – двое. Найдите в паре свое спортивное счастье!
Автор: Виктор Бурделов реферат «парный теннис» 2011 год материал дополнен из книги В. Н. Янчука «Теннис — простые истины мастерства» 2001-й год
( На фотографиях изображены заслуженные мастера спорта, которых воспитал Виктор Николаевич Янчук еще в СССР-вские годы по очередности: Дмитрий Ломанов, Андрей Ольховский, Константин Пугаев и ниже тренеры-спарринги, работающие у В. Н. Янчука: Василий Климов и Владимир Геллер в парной игре. )